Яков Чернихов и Архитектура Современных Жилых Комплексов

Случайно попав на масштабную выставку в Музее Современного Искусства Эрарта посвящённую творчеству Якова Чернихова, я был буквально поражён сходством многих его работ с обликом современных жилых комплексов. "Так вот откуда черпают вдохновение архитекторы и технические дизайнеры нашего времени" - подумал я. Не скрою, что я был безмерно удивлён узнав что большая часть этих работ была создана в 1920-х—1930-х годах XX века.

Яков Чернихов словно видел сквозь время. Со стен на меня смотрели эскизы удивительно похожие на все наши "Лондоны", "Вернисажи" и прочие жилые комплексы, которые по роду своей деятельности мне приходится видеть практически каждый день. Верится, что многие архитектурные идеи этого великого творца ещё ждут своего воплощения. Я хочу поделиться с Вами сведениями об этом удивительном человеке и представить некоторые из его работ.

Итак вот что сказано в энциклопедии (привожу с некоторыми сокращениями):
 

Яков Георгиевич Чернихов (1889–1951) – одна из самых поразительных и ярких творческих фигур советской архитектуры первой половины ХХ века. Стал знаменит прежде всего своими книгами архитектурных фантазий.

Своеобразие архитектурно-графического языка Чернихова во многом определялось глубоким увлечением проблемами орнамента и ритма а также поразительным мастерством во владении всеми известными видами графической техники. Архитектор был уверен, что в новый век графика станет вторым языком цивилизации, и потому необходимо не только знать его, но и свободно владеть им, уметь выражать с его помощью мысли и возникающие представления, конструировать и компоновать новые формы.

Яков Чернихов родился в Павлограде (ныне Днепропетровская область, Украина) 5 декабря 1889 г. в семье заводского служащего. Окончив Одесское художественное училище (1914), приступил к занятиям в петербургской Академии художеств.

Был призван на военную службу в 1916, а демобилизовался лишь в 1926. Попутно сумел завершить свое образование, окончив в 1925 Высший художественно-технический институт (Вхутеин, бывшая Академия художеств) со званием «архитектора-художника».

После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов.  Работал на строительстве, пройдя путь от бригадира до проектировщика. Служил в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и других учреждениях.

В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова, где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой. Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком — это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Приглашенный преподавать в Московском архитектурном институте, в 1936 переселился в столицу.

Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также вёл преподавательскую работу на архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Чернихов преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения на кафедре архитектуры (1928—1945 гг.), в Промышленной Академии НКТП — курс фабрично-заводского строительства (1930—1932 гг.), Транспортной Академии НКПС им. И. В. Сталина (1930—1932), в институте инженеров водного транспорта (1929—1931 гг.) и других крупных учебных заведениях.

Отдавая много времени и сил преподавательской деятельности, Чернихов учил своих студентов не копировать то или иное построение, а, постигая внутреннюю логику, компоновать его. "Мне удалось доказать, что графической грамотности можно также научиться, как можно человеку вообще стать грамотным, " – писал архитектор. От работ по созданию обучающих "Энциклопедии геометрического черчения", "Методов изображения", курсов по "Проекционному черчению" и т.п. Чернихов пришел к циклу, основанному на возможностях чисто формальной структурной комбинаторики. Его название – "Аристография" – можно перевести с греческого как "Изображение лучшего".

Мастер достиг творческой зрелости в тот период, когда архитектурный авангард уходил с авансцены советской культуры, оставаясь в статусе чисто «бумажной» архитектуры, проектных фантазий, либо же чистой теории. Я. Г. Чернихов отразил этот процесс с максимальной обстоятельностью в своих книгах «Искусство начертания» (1927), «Геометрическое черчение» (1928), «Основы современной архитектуры» (1930), «Орнамент», «Конструкция архитектурных и машинных форм» (1931) и легендарные «Архитектурные фантазии» (1933), благодаря которым его называют «Пиранези конструктивизма».

Тексты здесь сопровождает огромное количество виртуозных рисунков, соединяющих гибкую ритмику модерна с конструктивистской футурологией либо с мифопоэтическими грезами архитектурного экспрессионизма. «Везде и всюду заменяйте слово графикой», — этот лозунг звучит уже в первой из его книг. Таким образом, конкретные проектные проблемы, которые Я. Г. Чернихов никогда не упускает из виду, все же превращаются в чистые концепты, наделенные наглядной эстетической суверенностью. Это позволяло сохранить лучшие традиции авангардного зодчества в ту пору, когда официальная критика громила его по всем фронтам.

Позднее в его архитектурных сериях возобладало историко-ретроспективное начало (листы «Архитектурная романтика», 1930—1944; «Старые города», 1933—1943). На последнем этапе жизни Я. Г. Чернихов увлекся проблемой построения шрифтов по правилам золотого сечения и воссоздал удивительные по красоте шрифты для многих языков — кроме, разумеется, непременных русского и латинского, он разработал также шрифты погибших и экзотических алфавитов, таких как самаритянский, пальмирский, финикийский, эфиопский, формозский, тибетский и многих других. Умер Я. Г. Чернихов в Москве 9 мая 1951.

Интерес к его творчеству непрерывно растет с 1980-х годов в связи с распространением методов и образов постмодернистского архитектурного концептуализма. Графика Чернихова, особенно его работы 1920-х—1930-х гг. повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке. Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Яков Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии.

 
 
 
 
 

Яндекс.Метрика